Rd2 Chayka Cup
PFC Supertourism
25.11.2024
Rd2 Chayka
S1600
26.11.2024
Rd3 Bikernieki Cup
PFC Supertourism
02.12.2024
Rd3 Motegi
S1600
03.12.2024
Чайка
Страна: Украина
Тип трассы: Кольцевая, стационарная
Тип покрытия: Асфальт
Киевскую Чайку начали проектировать на исходе 60-х прошлого века — как оплот технических видов спорта. Здесь предполагалось разместить мототрек, кольцо для авто- и мотогонок, а также картинговую секцию. Вплотную к автоспортивному комплексу примкнул аэродром.
В те времена многие виды спорта, не получившие статуса олимпийских, входили в сферу вляния ДОСААФ. Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту курировало развитие «полезных» для военного дела дисциплин, и автомобильному спорту повезло войти в их число. Ресурсов у крупной всесоюзной организации хватало, поэтому дело завертелось: в 1971 году ДОСААФ и Автомобильная федерация СССР утвердили проект нового автодрома, причем инфраструктура и конфигурация трассы были разработаны по аналогии с существующими на тот момент гоночными треками.
Строительство началось в 1973 году, и через несколько лет под Киевом вырос новый автодром — один из самых современных в те годы даже по международным стандартам! Подобного комплекса и в Москве не было: в столице иностранцев и без этого хватало, а Стране Советов нужна была трасса, которая могла бы принимать и местные чемпионаты, и Кубок Соцстран, и серьезные международные гонки. В 1976 году на Чайке прошла первая гонка в статусе чемпионата. И вскоре, благодаря сложности трассы и удачному географическому положению, Чайка стала самым популярным автодромом страны. На старт престижных соревнований выходили гонщики из союзных республик (Украины, России, Белоруссии, Прибалтики), а традиционно сильными соперниками для наших спортсменов были спортсмены из Польши, Румынии, Болгарии... Инициативу мигом подхватили: практически одновременно с киевской Чайкой открылся рижский автодром Бикерниеки, вскоре появились специализированные треки в Тбилиси и Минске. Но киевская трасса отличалась самой интересной конфигурацией и наивысшей средней скоростью на так называемом «большом кольце».
Чайку использовали не только для кольцевых гонок. Например, в 1977 году ее не обошло стороной ралли Русская Зима (в ту пору были очень популярны многодневные марафоны, больше напоминавшие автопробеги). Русская Зима взяла старт в Москве, «заехала» в Белоруссию, а потом отправилась в Киев: кольцевая трасса Чайки стала одним из «боевых» участков ралли-марафона.
Для украинских гонщиков автодром стал автомобильной Меккой: в 1982—1983 годах начал формироваться так называемый «объединенный гараж» — компекс спортивных боксов, попасть в который стремился каждый преданный автомобильному спорту человек. Тогда же начала активно работать картинговая трасса: клубы и школы появлялись как грибы после дождя. Гонщики чувствовали опеку ДОСААФ: централизованное финансирование, переданные в пользование спортивные автомобили, колеса, шины, бензин, запчасти... Конечно, чтобы попасть на такое «соцобеспечение», нужно было прорваться на определенный уровень — войти в пятерку лучших в чемпионате Украинской ССР и попасть в сборную республики. Многое приходилось делать «на коленке» своими руками, в гаражах — худо-бедно помогали контакты с Тольяттинским центром подготовки спортивных машин. И с годами на Чайке выпестовали серьезных спортсменов: наши кольцевики выигрывали в своих классах и чемпионат Союза, и международные соревнования. А ведь в те годы на старт выходило по 30 машин в классе: пять классов чемпионата Союза собирали до 150 гонщиков!
С развалом СССР и расформированием ДОСААФ львиная доля спортивных машин разошлась по рукам: технику списывали, из кузовов вырезали каркасы безопасности, приспосабливали к требованиям ПДД и передавали в частное пользование. Киевский автодром быстро пришел в запустение и упадок, а требования к международным гоночным трассам, наоборот, шагнули далеко вперед…
«Новую историю» украинского автоспорта пришлось писать буквально «с нуля». Директором спорткомплекса назначили знаменитого гонщика союзных времен Леонида Протасова, оптимизму которого можно позавидовать: «Каждый год FIA выпускает дополнительные требования по безопасности гоночных трасс, но ведь автодромы не перестраиваются ежегодно! Вот и Чайка не требует коренной реконструкции. Главная задача — создать новые зоны безопасности и положить свежий верхний слой асфальта. В прошлом году мы уже оборудовали трассу внутренними бордюрами, довели до ума инфраструктуру комплекса».
И все же, «большое кольцо» Чайки — легендарная трасса союзных времен — по-прежнему остается недоступным для гонок именно из-за несоответствия современным нормам безопасности. Последняя «большая» кольцевая гонка прошла здесь в 1998 году. И с тех пор все соревнования проходят только на укороченном отрезке трека — на «малом кольце».
Сейчас Чайка принадлежит Обществу содействия обороне Украины и остается эпицентром автомобильного спорта. В новом сезоне на Чайке будут проводиться тренировочные дни, трек-дни для желающих попрактиковаться на настоящей кольцевой трассе, ралли на серийных автомобилях и конечно этапы кольцевого чемпионата страны. Принцип тренировок прост: собирается группа желающих на собственных автомобилях, выстраивается в колонну за ведущим и старательно повторяет за ним траектории поворотов. Во главе «паровоза» становится гонщик, которому хорошо известны тончайшие нюансы здешних виражей. Ну а затем — «боевые» заезды. Участвовать в тренинг-днях могут все автолюбители: быть обладателем спортивной лицензии вовсе не обязательно.
Чайка будет открыта и для индивидуальных тренировок и тестов. Согласно регламенту, начинающему участнику на частной машине придется прибегнуть к помощи инструктора, а для обслуживания гонщиков с «боевыми» автомобилями необходимы хронометраж, светофор, маршалы на трассе и дежурная бригада скорой помощи. В планах — постройка асфальтового трека для параллельных гонок, проведение трехэтапного дрифтингового чемпионата на участке кольцевой трассы, чемпионат по драг-рейсингу, соревнования среди людителей офф-роуда... В новом сезоне будет сделан акцент на развитии нижней ступеньки автомобильного спорта — соревнований для аматоров, заработает «прокатный» монокубок Лада Калина. А скоро в интернет-сети появится сайт автодрома, который позволит сократить дистанцию между фанатами автогонок и реальным миром автомобильного спорта.
Полная |