Кубок Швеции
PFC Ледовый трек
27.12.2024
Кубок Казахстана
PFC Ледовый трек
03.01.2025
Rd1 Nurburgring Cup
PFC Skoda Cup
13.01.2025
Rd2 Brno Cup
PFC Skoda Cup
20.01.2025
Rd3 Most Cup
PFC Skoda Cup
27.01.2025
Чайка
Страна: Украина
Тип трассы: Кольцевая, стационарная
Тип покрытия: Асфальт
Киевскую Чайку начали проектировать на исходе 60-х прошлого века — как оплот технических видов спорта. Здесь предполагалось разместить мототрек, кольцо для авто- и мотогонок, а также картинговую секцию. Вплотную к автоспортивному комплексу примкнул аэродром.
В те времена многие виды спорта, не получившие статуса олимпийских, входили в сферу вляния ДОСААФ. Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту курировало развитие «полезных» для военного дела дисциплин, и автомобильному спорту повезло войти в их число. Ресурсов у крупной всесоюзной организации хватало, поэтому дело завертелось: в 1971 году ДОСААФ и Автомобильная федерация СССР утвердили проект нового автодрома, причем инфраструктура и конфигурация трассы были разработаны по аналогии с существующими на тот момент гоночными треками.
Строительство началось в 1973 году, и через несколько лет под Киевом вырос новый автодром — один из самых современных в те годы даже по международным стандартам! Подобного комплекса и в Москве не было: в столице иностранцев и без этого хватало, а Стране Советов нужна была трасса, которая могла бы принимать и местные чемпионаты, и Кубок Соцстран, и серьезные международные гонки. В 1976 году на Чайке прошла первая гонка в статусе чемпионата. И вскоре, благодаря сложности трассы и удачному географическому положению, Чайка стала самым популярным автодромом страны. На старт престижных соревнований выходили гонщики из союзных республик (Украины, России, Белоруссии, Прибалтики), а традиционно сильными соперниками для наших спортсменов были спортсмены из Польши, Румынии, Болгарии... Инициативу мигом подхватили: практически одновременно с киевской Чайкой открылся рижский автодром Бикерниеки, вскоре появились специализированные треки в Тбилиси и Минске. Но киевская трасса отличалась самой интересной конфигурацией и наивысшей средней скоростью на так называемом «большом кольце».
Чайку использовали не только для кольцевых гонок. Например, в 1977 году ее не обошло стороной ралли Русская Зима (в ту пору были очень популярны многодневные марафоны, больше напоминавшие автопробеги). Русская Зима взяла старт в Москве, «заехала» в Белоруссию, а потом отправилась в Киев: кольцевая трасса Чайки стала одним из «боевых» участков ралли-марафона.
Для украинских гонщиков автодром стал автомобильной Меккой: в 1982—1983 годах начал формироваться так называемый «объединенный гараж» — компекс спортивных боксов, попасть в который стремился каждый преданный автомобильному спорту человек. Тогда же начала активно работать картинговая трасса: клубы и школы появлялись как грибы после дождя. Гонщики чувствовали опеку ДОСААФ: централизованное финансирование, переданные в пользование спортивные автомобили, колеса, шины, бензин, запчасти... Конечно, чтобы попасть на такое «соцобеспечение», нужно было прорваться на определенный уровень — войти в пятерку лучших в чемпионате Украинской ССР и попасть в сборную республики. Многое приходилось делать «на коленке» своими руками, в гаражах — худо-бедно помогали контакты с Тольяттинским центром подготовки спортивных машин. И с годами на Чайке выпестовали серьезных спортсменов: наши кольцевики выигрывали в своих классах и чемпионат Союза, и международные соревнования. А ведь в те годы на старт выходило по 30 машин в классе: пять классов чемпионата Союза собирали до 150 гонщиков!
С развалом СССР и расформированием ДОСААФ львиная доля спортивных машин разошлась по рукам: технику списывали, из кузовов вырезали каркасы безопасности, приспосабливали к требованиям ПДД и передавали в частное пользование. Киевский автодром быстро пришел в запустение и упадок, а требования к международным гоночным трассам, наоборот, шагнули далеко вперед…
«Новую историю» украинского автоспорта пришлось писать буквально «с нуля». Директором спорткомплекса назначили знаменитого гонщика союзных времен Леонида Протасова, оптимизму которого можно позавидовать: «Каждый год FIA выпускает дополнительные требования по безопасности гоночных трасс, но ведь автодромы не перестраиваются ежегодно! Вот и Чайка не требует коренной реконструкции. Главная задача — создать новые зоны безопасности и положить свежий верхний слой асфальта. В прошлом году мы уже оборудовали трассу внутренними бордюрами, довели до ума инфраструктуру комплекса».
И все же, «большое кольцо» Чайки — легендарная трасса союзных времен — по-прежнему остается недоступным для гонок именно из-за несоответствия современным нормам безопасности. Последняя «большая» кольцевая гонка прошла здесь в 1998 году. И с тех пор все соревнования проходят только на укороченном отрезке трека — на «малом кольце».
Сейчас Чайка принадлежит Обществу содействия обороне Украины и остается эпицентром автомобильного спорта. В новом сезоне на Чайке будут проводиться тренировочные дни, трек-дни для желающих попрактиковаться на настоящей кольцевой трассе, ралли на серийных автомобилях и конечно этапы кольцевого чемпионата страны. Принцип тренировок прост: собирается группа желающих на собственных автомобилях, выстраивается в колонну за ведущим и старательно повторяет за ним траектории поворотов. Во главе «паровоза» становится гонщик, которому хорошо известны тончайшие нюансы здешних виражей. Ну а затем — «боевые» заезды. Участвовать в тренинг-днях могут все автолюбители: быть обладателем спортивной лицензии вовсе не обязательно.
Чайка будет открыта и для индивидуальных тренировок и тестов. Согласно регламенту, начинающему участнику на частной машине придется прибегнуть к помощи инструктора, а для обслуживания гонщиков с «боевыми» автомобилями необходимы хронометраж, светофор, маршалы на трассе и дежурная бригада скорой помощи. В планах — постройка асфальтового трека для параллельных гонок, проведение трехэтапного дрифтингового чемпионата на участке кольцевой трассы, чемпионат по драг-рейсингу, соревнования среди людителей офф-роуда... В новом сезоне будет сделан акцент на развитии нижней ступеньки автомобильного спорта — соревнований для аматоров, заработает «прокатный» монокубок Лада Калина. А скоро в интернет-сети появится сайт автодрома, который позволит сократить дистанцию между фанатами автогонок и реальным миром автомобильного спорта.
Полная |